ВТОЦ заступился за обвиняемых в терроризме
20 марта 2006 года

В феврале татарстанская прокуратура добилась в Верховном суде РФ отмены оправдательного вердикта присяжных и повторно обвинила их в подрыве в январе 2005 года бугульминского газопровода низкого давления. Националы пригрозили устроить в республике массовые акции протеста против преследования «невиновных мусульман». В прокуратуре назвали их требования «нелепыми».

Состоявшийся вчера в Казани пикет активистов Всетатарского общественного центра был санкционирован местными властями. Около 9.00 напротив здания татарстанской прокуратуры на улице Кремлевской появились 11 активистов ВТОЦ во главе со своим лидером Юнусом Камалутдиновым. Их тут же окружили, держась на небольшом расстоянии, пять милиционеров в форме и столько же людей в штатском, по сведениям „Ъ“, сотрудники ФСБ. Пикетчики развернули плакаты: «Требуем освободить невиновных мусульман — Ишмурадова, Гумарова, Шайхутдинова!», «Протест прокурора Амирова — позор татарского народа!», «Прокурора Амирова — в отставку!». Через несколько минут к пикетчикам вышел старший помощник прокурора РТ Ильдар Мухаметзянов. Однако он не стал вступать с националами в дискуссию, а просто изучил содержание их плакатов.
Через час пикет националов завершился без каких-либо эксцессов. Собрать вокруг себя толпу из числа прохожих пикетчикам так и не удалось. Проходившие мимо люди внимательно читали лозунги, но потом быстрым шагом уходили от места акции. Задержалась лишь одна старушка, которая поинтересовалась не «по поводу ли цен на ЖКХ бастуем», а, получив отрицательный ответ, удалилась в расстроенных чувствах.
Напомним, что взрыв газопровода низкого давления произошел 8 января 2005 года в Бугульме, рядом со зданием местного отделения УФСБ. Серьезного ущерба он не нанес, но происшествие квалифицировали как теракт. В апреле того же года в Бугульме были арестованы Тимур Ишмурадов, Равиль Гумаров и Фанис Шайхутдинов. По версии следствия, они организовали и осуществили теракт, чтобы «отвлечь правоохранительные органы от расследования деятельности запрещенной религиозно-политической организации „Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами“. Ее ячейки незадолго до взрыва были ликвидированы в Азнакаевском и Альметьевском районах республики, а также в Набережных Челнах. 28 сентября прошлого года в Верховном суде Татарстана Гумаров, Ишмурадов и Шайхутдинов были оправданы присяжными заседателями и освобождены. После вынесения вердикта присяжных республиканская прокуратура обжаловала его. Новый процесс по делу бывших талибов должен был начаться в Верховном суде Татарстана 21 февраля. Однако подсудимые в суд не явились. В этот же день суд вынес решение об их аресте. Равиля Гумарова и Фаниса Шайхутдинова силовики нашли в Москве, а Тимура Ишмурадова задержали на Украине.
Как сообщил „Ъ“ председатель ВТОЦ Юнус Камалутдинов, ни он, ни его активисты не ограничатся одним пикетом. «Мы сегодня направим наш протест лично прокурору Амирову с уведомлением. А если не будут приняты меры, то мы проведем пикеты и даже стихийные митинги в других городах и районах республики, где есть наши отделения», — сказал он.
В свою очередь старший помощник прокурора РТ Ильдар Мухаметзянов напомнил „Ъ“, что Ишмурадова, Гумарова и Шайхутдинова судят не за их убеждения, а за «конкретно совершенное преступление». По его словам, у прокуратуры достаточно доказательств вины подсудимых. Господин Шайхутдинов назвал «нелепыми» требования националов и выразил мнение, что те «специально пытаются представить сейчас подсудимых как узников совести, чтобы отвести внимание общественности от действительности».
Господин Мухаметзянов не сообщил, где сейчас находятся подсудимые. Однако, по некоторым данным, имеющимся у „Ъ“, Равиль Гумаров и Фанис Шайхутдинов уже этапированы в Татарстан и находятся в бугульминском СИЗО. Их приятель Тимур Ишмурадов пока находится в СИЗО Брянска, куда он был доставлен из Украины.
Когда начнется судебный процесс — неизвестно. По словам источника „Ъ“ в одном из республиканских силовых ведомств, это произойдет не раньше мая. Если подсудимые будут признаны виновными в подрыве газопровода, то им грозит до 28 лет лишения свободы.

Андрей СМИРНОВ, "Ъ - Волга-Урал"